• О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Из истории д.Кулиш
  • Экскурсия в этнографический музей
  • Фотоальбом
  • Военных лет святая память
  • Ветеранский клуб "Союмбике"
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Из истории д.Кулиш
  • Экскурсия в этнографический музей
  • Фотоальбом
  • Военных лет святая память
  • Ветеранский клуб "Союмбике"
     
flexsmm.com

Кулишский дом культуры

 

 

Из истории д.Кулиш

Деревня Кулиш, Чунского района, Иркутской области, находится в 45 км. от районного центра. 

Татары, приехавшие из Башкирии и Татарии, создали поселения в Чунском районе в 1911-1912 гг. прошлого века в деревнях Кулиш, Торея, Сережкино, для освоения Сибирских земель. Это было время земельной реформы царского министра Столыпина.

Датой основания деревни Кулиш считают 1912 год.

Происхождение названия: считается, что рядом протекал ключ, по имени которого и названа деревня.Другая версия говорит, что в этом месте жил охотник, мужик Кулешов.

В 1912 году в деревню приехали 14 семей: Шергазины, Халиулины, Файзулины, Муляковы, Мусины, Бадардиновы, Мухаметзяновы и др. Переселенцы обрели здесь новую родину и принесли с собой свою национальную культуру и религию - ислам.

А ранее в 1909 году была составлена карта описания смежных земель губернии Нижнеудинского уезда топографом В.Матюшенко, в которой указаны и намечены места для планового заселения, утвержденная 16 октября 1909 года председателем временной комиссии И.Овчинниковым. Карта хранится в этнографическом музее д.Кулиш.

Между участками Кулиш и Тарея были охотничьи заимки, земляные участки. В Баянде, Питаевой, Ганькиной, Бунбуе, и других деревнях жили чалдоны (старожилы). Переселенцы нанимались к чалдонам на работу, косили сено, ухаживали за скотиной – всё делали. За это получали хлеб, продукты. Магазинов не было, за покупками ездили в Тайшет,  Алзамай на лошадях по бездорожью. Деревни Благодатная и Серёжкино исчезли в после военное время.

В центре деревни построили сообща мечеть. Мулла Инсаф проводил религиозные обряды, учил детей грамоте, собиралось от 10 – 15 учеников. Революционные события и Гражданская война тоже коснулись поселенцев. Разрозненная Колчаковская армия дошла до «Медвежьего угла» - Кулиша. Местные жители проводили их до Николаевска, ныне г. Братск, им была нужна железная дорога.

Беднота организовывала коммуну, потом началась коллктивизация, раскулачивание. Деревня шагала в ногу, со временем – открывались курсы ликбеза. В 1921 году открылась первая начальная школа, учителем в которой был Ламанов Г.

1931 году образовался в Кулише колхоз « Урняк», в Тарее – «Новый путь», в Серёжкино – «Талый ключ». 

В колхоз «Урняк» вошло 73 середняка и 52 бедняка. Местная начальная школа продолжала работать. Учитель Файзулин Гафурбай проработает в школе до 1939 года. Время диктовало свои условия, и в народном образовании происходили изменения. Детей надо было учить по новой методике, обучать их на русском языке.

В д. Кулиш и д. Тарея открылись избы – читальни  в 1932 году. Заведующих называли избачами. Одним из первых избачей в д. Кулиш стал Файзулин Гафурбай, родился он 1903г республика Башкирии, Билибейский уезд, д. Гайна. Он возглавлял культ – массовую работу,  умел организовать молодёжь. Все вместе они давали концерты, ставили спектакли на татарском языке. Файзулин Гафурбай выписывал книги, пьесы с Татарстана. Первым в деревни выписывал газету «Социалистик – Татарстан», а позже журнал « Азат – Хатын». До глубокой старости интересовался политикой, был в курсе всех событий, происходящих в мире.

В глухую деревню по направлению районного образования приехала молодая учительница Хаерниса Исаевна Сафина -  будущая писательница, автор романа «Гульшира». С 1950 года она будет проживать в г. Иркутске, закончит заочно педагогический институт, будет работать учителем истории.

В 1941 году из трёх деревень забирают мужчин на фронт. Кто получил бронь по состоянию здоровья, тех направят на работу в г. Иркутск  на оборонные заводы. 41 человек сложили головы на различных фронтах ВОВ. Старики, женщины, подростки пахали землю, сеяли хлеб, убирали и конечно, отправляли на фронт.

Колхоз « Урняк» выжил в войну, не развалился, благодаря самоотверженному труду женщин и подростков, благодаря умелому руководству председателя Тарейского совета Хафизова Низама.

Во время уборки урожая, особенно ржи, отмечались такие женщины, как Файзулина Маймуна. В день она вязала 1200 снопов. Ни одна колхозница не могла угнаться за ней!

В 1952 году председателем колхоза назначат Мухаметова Гарея – бывшего фронтовика. Он расширил посевные площади, в основном на полях сеяли пшеницу, а во время Хрущева Н.С – и кукурузу.

Первый грузовик встречали всей деревней, и работал на нём молодой парень Раянов Мингизам. 

Современные комбайны, веялки, сеялки, появились, когда колхоз переименовали в совхоз «Чунский». Кулиш назывался  вторым отделением. Управляющим долгие годы работал Раянов Минагзам – талантливый руководитель, патриот своей деревни. Бессменным бригадиром второго отделения проработал Гареев Минияр – тоже фронтовик. Во время управления Раяновым животноводческая ферма расширилась, увеличилось количество крупно – рогатого скота, строители – шефы Атбасарского ЛЗУ строили новые коровники, домик для животноводов. Была своя молоканка, где молоко перерабатывали в сметану. Особое внимание управляющий обращал на условия труда доярок. Автодоилки, автопоилки облегчили труд доярок. Передовая доярка Гареева Гайникамал была известна и в районе и в области.

Восьмилетняя школа была построена во времена Мухаметова, он передаёт ключи первому директору школы Шарыповой В.А.  Сейчас школа является центром теплоты и душевности, а её директор Татьяна Николаевна Немирич считает, что труд – это корень нравственности, поэтому подсобное хозяйство играет воспитательную роль и помогает решать материальные затраты на питание и ремонт служит образом ведения хозяйства.  В школе ведется изучение татарского языка.

Имена первопроходцев остались в названиях достопримечательностях Кулиша: Малик – тау, Гиляч чыкыры, Галим купере, Шаймардан – купере, Галянур купере, Гусар буе, Гати буе. Эти места открыли они. Их давно нет в живых, а места Кулишцы до сих пор называют именами наших предков.

8-924-535-28-07

© dnk-kulish.ru